Главное меню:
Методическая копилка
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: география, урок-повторение
Тема: «Гидросфера»
Продолжительность: 1 урок – 45 минут
Класс: 6
Технологии: электронный учебник «Начальный курс географии», мультимедийный проектор, презентация PowerPoint
Аннотация:
По программе изучения географии в 6-м классе на тему «Гидросфера» отводится 14 часов. Данный урок является обобщающим и проводится в заключение изучения данной темы. Урок проводится в игровой форме. По структуре урок состоит из четырех этапов, в основе которых – сочетание разных форм учебной работы.
Ведущим методом является проблемный, так как предусматриваются задания, когда ученики самостоятельно или совместно с учителем ищут решение поставленной задачи.
Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельность, самоконтроль, самооценка. На уроке используются групповые и индивидуальные формы работы.
Целесообразность использования ИК-технологий на данном уроке объясняется следующим:
1) позволяет оптимизировать деятельность учеников при повторении большого объема учебного материала,
2) позволяет использовать разнообразные формы организации деятельности учащихся на уроке,
3) развивает навыки самоконтроля и стимулирует самостоятельный поиск учебного материала,
4) способствует развитию интереса учащихся к изучению предмета,
5) повышает эффективность урока.
Из электронного учебника используются: фрагмент из раздела «Практика. Профиль Мирового океана», тестовые задания по теме «Мировой океан – главная часть гидросферы Земли» в качестве самоконтроля и самооценки знаний по теме «Гидросфера». С помощью авторской слайдовой презентации проверяется знание теории. В качестве материала для презентации использовались произведения художественной литературы, устного народного творчества, иллюстрации, отражающие различные географические объекты и природные явления, связанные с изучаемой темой.
Время работы учащегося за компьютером не превышает допустимых норм и составляет 3 минуты непрерывной работы.
Длительной презентации – 12 минут.
Конспект урока:
Интеллектуальная игра
по теме «Гидросфера», 6 класс
Цели: используя игровую форму урока, повторить, систематизировать и расширить знания по теме “Гидросфера”.
Задачи урока:
продолжить работу по развитию речи, логического мышления, образной памяти;
способствовать экологическому воспитанию.
совершенствование навыков работы с персональным компьютером.
Оборудование: карточки и учебные рисунки, иллюстрации, электронный учебник «Начальный курс географии», мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
Повторительно - обобщающий урок по теме “Гидросфера”.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Подготовительный этап. Класс разбивается на 4 команды. Выбирается капитан. Команды готовят название, девиз и эмблему, получают опережающие задания за две недели до игры. Учитель ставит перед учениками цель и задачи предстоящей работы. На уроке учащиеся старших классов помогают учителю в качестве жюри, работает фотокорреспондент.
3. Проведение игры.
Такая обычная субстанция, как вода, не часто привлекает наше внимание, хотя сталкиваемся мы с ней повседневно, скорее даже ежечасно: за завтраком, когда пьем чай или кофе, при выходе из дома в дождь или снег, во время приготовления обеда, посещения бассейна … в общем, очень и очень часто. Задумайтесь на минуту о воде…, представьте, что ее вдруг не стало… ну, например, произошла авария водопроводной сети. А возможно это с вами уже случалось? Со всей очевидностью в такой ситуации становится ясно, что «без воды и ни туды, и ни сюды». Живя на суше, человек неразрывно связан с гидросферой и не может оторваться от нее, потому повсюду, где бы он ни был, берет ее частичку с собой. И наша игра посвящена «Гидросфере» во всех ее проявлениях.
Представление команд. Жеребьевка. Командам выдаются маршрутные листы. Учитель объясняет условия игры. Игра делится на две части: работа по станциям и конкурс география в стихах и загадках.
1) География в стихах и загадках. С помощью авторской слайдовой презентации ребятам предлагаются описания или иллюстрации природных явлений, животных, географических объектов, связанных с водной оболочкой Земли. Дети должны определить, о чём идёт речь.
2). Работа по станциям. На каждой станции команды работают в течение 1,5 минут, а на подведение итогов отводится 1-2 минуты. На станциях «Почта» и «По морям, по океанам» оценивается работа как команды (берётся средний балл), так и каждого игрока. В конце игры определяется команда-победитель, а самому результативному игроку присваивается звание «Лучший географ класса».
1 станция – На нем находился склад научных определений. К каждому определению учащиеся подбирают соответствующий термин.
А вы смогли бы справиться с определением терминов?
Части океанов, более или менее отделенные от них сушей или поднятиями дна. (Моря)
Часть океана, моря, озера, вдающаяся в сушу, постепенно уменьшается по ширине и глубине. (Залив)
Небольшие, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой. (Острова)
Горизонтальные перемещения масс воды в океане в виде огромных потоков, движущиеся по определенным постоянным путям. (Океанские течения)
Место, где начинается река. (Исток)
Место впадения реки в другую реку, озеро или море. (Устье)
Местность, с которой река со своими притоками собирает воду. (Бассейн)
Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно. (Русло)
Часть речной долины, затопляемая во время разлива. (Пойма)
Река со своими притоками. (Речная система)
Граница между бассейнами рек. (Водораздел)
Место выхода грунтовых вод на поверхность. (Родник, источник, ключ)
Линия, выше которой выпавший в течение года снег не успевает стаять. (Снеговая линия)
Внезапный кратковременный подъем уровня воды в реке. (Паводок)
Ежегодно повторяющийся в один из сезонов разлив реки. (Половодье)
2 станция – «Разгадай кроссворд». 12 имен известных путешественников, бороздивших воды океанов запрятаны среди массива букв. Попробуй разыскать их. Слова вписаны по горизонтали, вертикали и диагонали, но все время только по прямой. Они могут располагаться как в прямом, так и в обратном направлениях, а также пересекаться.
3 станция – «По морям, по океанам». На этой станции задания выполняются на компьютере. Используется фрагмент из раздела «Практика. Профиль мирового океана» и тестовые задания по теме «Мировой океан – главная часть гидросферы Земли».
4 станция – «Узнай контур». На этой станции ребятам предлагаются контуры морей, островов, полуостровов, рек... Дети должны определить и назвать данный географический объект.
Физкультминутка: для глаз
Зажмурить глаза на 10-15 секунд;
«Взгляд вверх - вниз». Голову держите прямо. Взгляд направлен вверх (в потолок), а теперь глаза вниз (6-8 раз);
«Ходики». Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо. Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо (6-8 раз);
«Стрельба глазами». Посмотрели влево и перевели взгляд прямо, затем посмотрели вправо и перевели взгляд прямо (6-8 раз);
«Бабочка». Голова неподвижна, работаем только глазами. «Рисунок» должен получится максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глаз не напрягать.
Последовательность взгляда: верхний левый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, нижний правый угол;
Закрыть глаза и глазами написать ключевое слово урока «гидросфера»;
Для снятия утомления
Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить сильно основания ладоней. Напряжены мышцы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 секунд – и стало жарко (3 раза);
Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10-15 секунд;
Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо: вверх-вниз. При этом «поцокать» языком, как лошадка;
3) Заключительный конкурс: команды получают разные задания (составить кроссворд «Гидросфера», кластер «Гидросфера», синквейн «Вода», разгадать «Магический квадрат») с последующей защитой своей работы.
На этом игра завершается. Учитель поблагодарил учащихся за отличные знания, смекалку и находчивость. В заключение учитель озвучил высказывание академика Петрякова о роли воды в природе: «…Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налито в стакан? Покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. Вода самый удивительный минерал на Земле».
4. Подведение итогов. Учитель предоставил слово жюри. Команда победительница награждается грамотой за первое место в игре, а остальные команды поощрены грамотами в отдельных номинациях.
Под-меню: