shutilina


Перейти к содержанию

Практические работы 6 класс

Методическая копилка

Практические работы 6 класс

  • Введение
  • Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).
  • Составление рассказа об одном из путешественников (по выбору учащегося).
  • План и карта
  • Определение на местности направлений, азимутов и расстояний.
  • Топографический диктант
  • Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.
  • Построение профиля рельефа по заданным горизонталям построение горизонталей по заданному профилю рельефа.
  • Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной вы-соты.
  • Определение по картам расстояний, направлений, географических координат точек и нахождение точки на карте или глобусе по географическим координатам.
  • Литосфера
  • Определение минералов и горных пород по образцам.
  • Определение по карте географического положения и высоты гор, географических координат крупнейших вершин.
  • Нанесение на контурную карту крупнейших гор и вершин Земли.
  • Описание по карте географического положения крупнейших равнин и определение их видов.
  • Нанесение на контурную карту крупнейших равнин Земли.
  • Нанесение на контурную карту крупнейших островов и полуостровов Земли.
  • Определение и объяснение изменений рельефа под воздействием хозяйственной деятельности че-ловека на примере своей местности.
  • Гидросфера
  • Описание "путешествия" капельки по большому круговороту воды.
  • Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.
  • Составление картосхемы "Течения в Океане".
  • Определение по картам географического положения одного из океанов или морей, его относи-тельных размеров, преобладающих и максимальных глубин, свойств воды, особенностей движе-ния воды и основных видов хозяйственной деятельности человека.
  • Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направле-ния и характера её течения, использования человеком.
  • Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли
  • Атмосфера
  • Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графи-ка.
  • Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.
  • Построение "розы ветров".
  • Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.
  • Составление схемы "Тепловые пояса Земли".
  • Выявление влияния различных факторов на формирование климата отдельных территорий.
  • Биосфера
  • Ознакомление с почвами и наиболее распространёнными растениями и животными своей местно-сти.
  • Описание изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоен-ности территории на примере своей местности.
  • Географическая оболочка
  • Составление схемы влияния и взаимозависимости земных оболочек.
  • Человечество на Земле
  • Составление и заполнение классификационной таблицы "Расы Земли".
  • Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира.


Практическая работа № 6.

Построение профиля рельефа по заданным горизонталям и построение горизонталей по за-данному профилю рельефа.
Ход работы:
Постройте профиль рельефа, используя фрагмент топографической карты в атласе (стр. 7) от шко-лы, через вершину холма до домика лесника.
С помощью горизонталей, проходящих через 5 м, начертите план территории, имеющей следую-щий профиль рельефа:

Практическая работа № 7.

Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.
Ход работы:
Используя фрагмент топографической карты (атлас, стр. 7), заполните таблицу, определив направ-ление, азимут и расстояние до указанных объектов от вершины холма, а также их абсолютную вы-соту и относительную высоту холма.

Практическая работа № 8.

Определение по картам расстояний, направлений, географических координат точек и нахо-ждение точки на карте или глобусе по географическим координатам.
Ход работы:
Используя физическую карту полушарий (атлас, стр. 12-13) и физическую карту России (стр. 14-15), заполните таблицу.

Практическая работа № 10.

Определениепокартегеографическогоположенияивысотыгор, географическихкоординаткруп-нейшихвершин
Ход работы: По плану описания гор дайте характеристику одной из горных систем:
Вариант Гималаи. Вариант Кордильеры. Вариант Уральские горы.
Вариант Анды. Вариант Кавказ. Вариант Альпы.
План описания гор:
На каком материке и в какой его части находятся горы;
Общее направление горной системы и её протяжённость;
Между какими географическими объектами (равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторо-нам горизонта);
Вид гор по абсолютной высоте;
Крупнейшая вершина и её географические координаты.

Практическая работа № 11.

Нанесение на контурную карту крупнейших гор и вершин Земли
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупней-шие горы и вершины Земли:
Гималаи;
гору Джомолунгму (или Эверест и обозначьте её высоту);
Тибет;
Тянь-Шань;
Кавказ;
гору Эльбрус (обозначьте её высоту);
Алтай;
вулкан Ключевская Сопка;
Альпы;
Скандинавские горы;
вулкан Килиманджаро;
Кордильеры;
гору Мак-Кинли (обозначьте её высот у горы);
вулкан Орисаба;
Анды;
гору Аконкагуа (обозначьте её высоту);
вулкан Котопахи;
гору Косцюшко;
массив Винсон;
вулкан Эребус.

Практическая работа № 12.

Описаниепокартегеографическогоположениякрупнейшихравниниопределениеихвидов
Ход работы: По плану описания равнин дайте характеристику одной из равнин Земли:
Вариант Восточно-Европейская (Русская) равнина.
Вариант Западно-Сибирская равнина.
Вариант Среднесибирское плоскогорье.
Вариант Прикаспийская низменность.
Вариант Амазонская низменность.
Вариант Среднерусская возвышенность.
План описания равнины:
На каком материке и в какой его части находится равнина;
Протяжённость равнины с севера на юг и с запада на восток;
Площадь равнины;
Между какими географическими объектами (равнины, горы, моря, океаны и т.д.) находится рав-нина (по сторонам горизонта);
Вид равнины по абсолютной высоте.

Практическая работа № 13.

Нанесение на контурную карту крупнейших равнин Земли
Ход работы: Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым каранда-шом крупнейшие равнины Земли:
Амазонскую низменность;
Великие равнины;
Великую Китайскую равнину;
Восточно-Европейскую (Русскую) равнину;
Западно-Сибирскую равнину;
плоскогорье Декан;
Приволжскую возвышенность;
Прикаспийскую низменность;
Среднерусскую возвышенность;
Среднесибирское плоскогорье.

Практическая работа № 14.

Нанесение на контурную карту крупнейших островов и полуостровов Земли
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте полушарий простым карандашом подпишите названия крупнейших островов Земли:
Великобритания;
Гавайские;
Гренландия;
Исландия;
Калимантан;
Канадский Арктический архипелаг;
Куба;
Мадагаскар;
Новая Зеландия;
Огненная Земля;
Сахалин;
Филиппинские;
Шпицберген;
Шри-Ланка;
Японские.

крупнейших полуостровов Земли:
Аравийский;
Аппеннинский;
Балканский;
Индокитай;
Индостан;
Калифорния;
Камчатка;
Корея;
Лабрадор;
Малая Азия;
Новая Гвинея;
Пиренейский;
Скандинавский;
Сомали;
Таймыр.

Практическая работа № 19.

Определение по картам географического положения
одного из океанов или морей, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин свойств воды, особенностей движения воды и основных видов хозяйственной деятельности человека.
Ход работы:
Используя карты атласа и предложенные типовые планы описания океана и моря, дайте комплексную характеристику одного из океанов или морей.
План описания океана:
Название океана;
Географическое положение: положение относительно экватора и начального меридиана, какие ма-терики и где омывает, с какими океанами и где связан;
Размеры океана;
Средняя и максимальна яглубина океана, название океанической впадины;
Свойства воды: распределение температуры и солёности воды в океане;
Важнейшие тёплые и холодные течения и их виды по происхождению;
Использование океана человеком
План описания моря:
Название моря;
К какому океану относится;
Географическое положение моря: положение моря относительно океана, какие берега, каких мате-риков омывает;
Вид моря;
Размеры моря;
Средняя и наибольшая глубина;
Свойства воды: температура и солёность;
Особенности движения воды: волны, приливы, течения;
Использование человеком, крупнейшие морские порты и курорты на берегу моря.
Вариант 1. Тихий океан.
Вариант 2. Филиппинское море (или по выбору учащегося).
Вариант 3. Атлантический океан.
Вариант 4. Средиземное море (или по выбору учащегося)
Вариант 5. Северный Ледовитый океан.
Вариант 6. Баренцево море (или по выбору учащегося)
Вариант 7. Индийский океан.
Вариант 8. Красное море (или по выбору учащегося)

Практическая работа № 20.

Определение по картам географического положения
одной из крупнейших рек Земли:
направления и характера её течения, использования человеком.
Ход работы:
Используя карты атласа, справочные материалы и предложенные типовые планы описания реки, опишите одну из крупнейших рек мира.
План описания реки:
Название реки;
Положение реки на материке;
Местоположение и географические координаты истока;
Общее направление течения;
Длина реки;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Характер течения реки;
Куда впадает река;
Вид устья и его географические координаты;
Использование реки человеком
Вариант 1. Амазонка.
Вариант 2. Нил.
Вариант 3. Миссисипи.
Вариант 4. Волга.
Вариант 5. Дунай.
Вариант 6. Янцзы.

Практическая работа № 21.

Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли.
Ход работы:
Внимание: все объекты гидросферы на карте подписываются, синим цветом.
Вариант 1.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:
все материки (чёрным цветом) и все океаны (синим цветом);
реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;
водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр;
каналы: Панамский, Суэцкий.
Вариант 2.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте России следующие объекты:
обозначьте государственную границу Российской Федерации (красным цветом);
Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны;
реки: Амур, Ангара, Волга, Днепр, Дон, Енисей, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Ока, Северная Дви-на;
озёра: Байкал, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Чудское, Ханка;
водохранилища: Братское, Красноярское, Рыбинское.
каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Практическая работа № 22.

Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика.
Ход урока:
На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 мар-та2003 года в городе Москве:
Какая температура была в 11часов?
В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха?
Определите суточную амплитуду температур.
Определите среднюю суточную температуру за 21 марта 2003 года.
Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью?
Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха.

Практическая работа № 23.

Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.
Ход урока:
Используя знания, полученные на уроке и текст учебника (§ 35), заполните таблицу
Сделайте вывод о зависимости атмосферного давления и температуры воздуха от высоты места.

Практическая работа № 24.

Построение "розы ветров"
Ход работы:
Используя текст учебника (стр. 142 - 143) и календарь погоды, который вы вели, постройте "розу ветров" за октябрь (ноябрь, декабрь и т.д. в зависимости от варианта):
Начертите 8 направлений (румбов), соответствующих основным сторонам горизонта (С;Ю; З;В; С-З; С-В; Ю-З; Ю-В );
По каждому направлению (румбу) отметьте направление ветра за каждый день месяца (1день = 5мм);
Соедините концы векторов красной линией.
Сделайте вывод о преобладающих ветрах за данный месяц.

Примечание: количество дней со штилем указать под розой ветров.

Вариант Октябрь.
Вариант Ноябрь.
Вариант Декабрь.
Вариант Январь.
Вариант Февраль.
Вариант Март (или сентябрь).

Практическая работа № 25.

Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.
Ход работы: Дайте краткое описание погоды на сегодняшний день (укажите дату и время описания), указав: температуру воздуха, атмосферное давление, направление и сила ветра, абсолютная (или относи-тельная) влажность воздуха, облачность, вид и интенсивность осадков. Менялась ли погода в течение описываемого дня? Изменилась ли погода за последние несколько дней и как?
Какой прогноз погоды на завтра обещают синоптики? Назовите причины изменения погоды и её компонентов. Сделайте вывод о постоянстве или об изменчивости погоды.

Практическая работа № 26.

Составление схемы "Тепловые пояса Земли"
Ход работы: На контурной карте полушарий:
обозначьте красным цветом - экватор, оранжевым цветом - Северный и Южный тропики, синим цветом - Северный полярный и Южный полярный круги.
Закрасьте жёлтым цветом жаркий тепловой пояс, зелёным цветом - умеренные тепловые пояса, а голубым цветом - холодные тепловые пояса и подпишите названия тепловых поясов.
Подпишите красным цветом материки, большая часть которых расположена в пределах жаркого теплового пояса, а чёрным цветом - расположенных преимущественно в умеренном тепловом поя-се, а синим - в холодном тепловом поясе.
Красным цветом подчеркните самый жаркий материк Земли, а синим цветом - самый холодный.

Практические работы 7 класс.


  • Как открывали мир
  • Обозначение на контурной карте материков и океанов.
  • Карты материков и океанов
  • Решение задач по географической карте.
  • Общая характеристика природы Земли
  • Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их поло-жения в далёком будущем.
  • Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.
  • Обозначение на карте крупнейших морей, заливов и проливов, островов и полуостровов мира и обозначение шельфовой зоны.
  • Анализ схем круговорота веществ и энергии.
  • Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира, ареалов высокой плотности населения и направлений миграций людей в прошлом и настоящем.
  • Океаны Земли
  • Изображение на контурной карте географических объектов одного из океанов и видов хозяйствен-ной деятельности человека.
  • Сравнительная характеристика природы двух океанов.
  • Африка
  • Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  • Описание физико-географического положения Африки.
  • Определение типов климатов Африки по климатограммам.
  • Составление характеристики одной из рек Африки.
  • Обозначение на контурной карте крупнейших стран, их столиц и ареалов проживания крупнейших народов Африки.
  • Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйст-венной деятельности одной из стран Африки.
  • Австралия и Океания
  • Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  • Сравнение географического положения Австралии и Африки.
  • Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии.
  • Антарктида
  • Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  • Сравнение природы Арктики и Антарктики.
  • Южная Америка
  • Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  • Определение черт сходства и различия географического положения Африки и Южной Америки.
  • Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.
  • Изучение по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу Южной Америки.
  • Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.
  • Северная Америка
  • Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  • Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
  • Составление проекта путешествия по странам континента.
  • Нанесение на контурную карту стран Северной Америки и их столиц.
  • Евразия
  • Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  • Определение типов климатов Евразии по климатограммам.
  • Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке.
  • Нанесение на контурную карту крупнейших стран Евразии и их столиц.
  • Составление комплексного описания одной из стран Евразии.
  • Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров Европы и Азии.
  • Составление "каталога" стран Европы и Азии.
  • Земля - наш дом
  • Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов и составление простей-шего плана местности.


Практическая работа №1.

Обозначение на контурной карте материков и океанов

Практическаяработа№3.

Определение по карте направления передвижения литосферных плит
и прогнозирование их положения в далёком будущем
Ход работы:
Работа выполняется по следующему плану:
Используя карту атласа "Строение земной коры", определите, в каком направлении и с какой ско-ростью движется каждая литосферная плита.
Назовите регионы Земли, где происходит расхождение, а где столкновение (сжатие) литосферных плит.
Какие формы рельефа образуются в местах расхождения и столкновения литосферных плит?
Предположите, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет.
Сделайте схематически рисунок расположения материков и океанов в далёком будущем.

Практическаяработа№4.

Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.
Ход работы:
Работа выполняется письменно с использованием школьного атласа, справочной и дополнитель-ной литературы по следующему плану:
Описание географического положения области распространения данного климата (в какой части какого материка, географические широты);
Особенности данного климата (средняя температура января и июля, годовое количество осадков, их сезонность);
Особенности приспособления человека к данному типу климата:
названия народа ( или народов ), проживающего ( -ющих ) в данной местности;
особенности жилища, быта и одежды; традиционные занятия населения;
особенности питания.
Вывод о приспособленности человека к различным климатическим условиям.

Варрант 1. Объяснение приспособления человека к особенностям климата арктических ши-рот (субарктический климатический пояс).
Варрант 2. Объяснение приспособления человека к особенностям климата тропических пустынь (тропический климатический пояс).
Вариант3. Объяснение приспособления человека к особенностям высокогорного климата
Вариант 4. Объяснение приспособления человека к особенностям влажного экваториального климата (экваториальный климатический пояс).

Практическая работа №5.

Обозначение на карте крупнейших морей, заливов, проливов, островов и полуостровов мира и обозначение шельфовой зоны
Ход работы:
Используя физическую карту мира (атлас, стр. 2 - 3) и список географической номенклатуры (см. ниже), на контурной карте мира синим цветом заштрихуйте шельфовую зону Мирового океана (шельф - материковая отмель до глубины 200 м), синим цветом подпишите названия океанов, крупнейших морей, заливов и проливов, а чёрным цветом - названия материков, крупнейших ост-ровов и полуостровов Земли.
Список географической номенклатуры:
Океаны:
Тихий;
Атлантический;
Индийский;
Северный Ледовитый;
Моря:
Балтийское;
Берингово;
Восточно-Сибирское;
Красное;
Средиземное;
Тасманово;
Филиппинское;
Южно-Китайское;
Заливы:
Бенгальский;
Большой Австралийский;
Гвинейский;
Гудзонов;
Мексиканский;
Финский;
Проливы:
Берингов;
Гибралтарский;
Дрейка;
Магелланов;
Мозамбикский;
Материки:
Евразия;
Африка;
Северная Америка;
Южная Америка;
Австралия;
Антарктида;
Острова:
Великобритания;
Гренландия;
Исландия;
Калимантан;
Мадагаскар;
Новая Гвинея;
Новая Зеландия;
Сахалин;
Суматра;
Японские;
Полуострова:
Аравийский;
Индостан;
Камчатка;
Лабрадор;
Скандинавский;
Сомали;
Таймыр.

Практическая работа №7.

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений мигра-ций в прошлом и современные перемещения населения
Ход работы:
Используя политическую карту мира, на контурной карте обозначьте границы 10 крупнейших стран мира по численности населения и подпишите их названия;
Используя карту "Народы и плотность населения мира" на стр. 12-13 атласа, заштрихуйте основ-ные ареалы размещения населения: Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, Среднюю и Южную Европу и восток США;
Стрелками синего цвета обозначьте основные пути миграций населения в XVI - начале ХХ веков: из Европы в Северную и Южную Америку, Австралию и Южную Африку, из Африки - в Север-ную и Южную Америку;
Стрелками красного цвета обозначьте пути современных миграций населения: из стран СНГ в Россию, из России и стран Восточной Европы - в страны Западной Европы, из Восточной Азии и Мексики - в США, из Северной Африки и Юго-Западной Азии (Ближний Восток) - в страны За-падной Европы;
Сделайте вывод о размещении населения мира и изменении направлений миграций.

Практическая работа №8.

Изображение на контурной карте географических объектов одного хозяйсвенной деятельности человека
Ход работы:
На контурной карте океана (в зависимости от варианта) обозначьте:
Границы океана;
Синим цветом подпишите названия крупнейших морей, заливов и проливов;
Чёрным цветом подпишите названия крупнейших островов и полуостровов;
Красной точкой обозначьте глубочайшую точку, подпишите её название и обозначьте её глубину;
Условными знаками обозначьте основные районы морской добычи полезных ископаемых, про-мысла рыбы и морских животных, важнейшие морские пути.
Вариант 1. Тихий океан
Вариант 2. Атлантический океан
Вариант3. Индийский океан.


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Hosted by uCoz